Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Танки БТ

В 30-е годы наиболее массовыми в СССР были танки Т-26 и БТ. Причем Т-26 рассматривался в основном, как танк непосредственной поддержки пехоты, а БТ - как танк охвата, так сказать наступательный. Танки БТ составляли основу советских механизированных и танковых соединений, имели высокие боевые и технические характеристики, являлись известными и любимыми машинами танкистов.

В 1930-ом году была образована специальная закупочная комиссия под руководством И.А. Халепского - начальника только что созданного Управления механизации и моторизации РККА - для ознакомления и возможной закупки ряда образцов танков, бронемашин, тракторов и автомобилей в Германии, Франции, Великобритании и США. Особо подчеркивалось, что "закупка образцов без технической документации нежелательна". В июне 1930 года состоялась первя встреча Халепского и сопровождающих его членов комиссии Н.М. Тоскина и В.Д. Свиридова с американским конструктором Уолтером Кристи. Тогда же у наших представителей появилась возможность ознакомиться с новейшей его разработкой - танком М1931. При этом Халепский не проявил особого интереса к американской разработке - машина не вписывалась в систему вооружения РККА. Тем не менее в июне 1930 года американский конструктор и представители УММ РККА "ударили по рукам ". Состоялось заключение договора на поставку двух танков в полной комплектации с технологической документацией и правом на их изготовление в СССР. Кроме того, Кристи обязался предоставлять информацию о дальнейшей модернизации М1931. Общая стоимость контракта составила 160 тыс долларов.

24 декабря 1930 года машины отбыли из США в СССР. Обе стороны не делали тайны относительно объектов сделки: Кристи уведомил госдепартамент США о том, что он продал "Амторгу" два танка и без проблем получил разрешение на их вывоз. Следует отметить, что американский конструктор не до конца выподнил свои обязательства: машины, отправленные в СССР, не имели башен с вооружением, а комплект документации был неполным. За это с Кристи удержали 25 тыс долларов, чем он был недоволен и отказался переехать на работу в Советский Союз. По договору Кристи обязался информировать советскую сторону о всех изменениях, вносимых в конструкцию этих машин, но отказался это сделать. Однако оставшийся в США В.Д Свиридов без особых трудностей приобрел чертежи у помощников Кристи.

Вскоре нужда в деньгах заставила американского конструктора пойти на поклон к представителям СССР, котрым он предложил купить новейший образец - "летающий танк" - М1932. Машина была приобретена нашей стороной за 20000 долларов и тайно (госдепартамент США наложил запрет на продажу) летом 1932 года переправлена в Советский Союз, где получила название - БТ-32. Она прошла испытания и была даже показана на военном параде в Харькове.

Что касается М1931, то танки, прибывшие в СССР в начале 1931 года, подверглись всестороннему изучению и испытаниям. В марте машину №2051 доставил на полигон в Кубинку, где ее показали высшему и старшему командному составу РККА и членам правительства. 13 февраля 1931 года постановлением РВС СССР танк приняли на вооружение под индексом БТ-2.

Производство танков БТ было организованно на ХПЗ , где для обеспечения их выпуска в мае 1933 года было создано КБ, куда вошли 11 инженеров и 4 чертежника-конструктора от ГКБ ОРПО (орудийно-пулеметное объединение), два представителя от Ижорского завода, 15 инженеров от НАТИ (Научный авто-тракторный институт), двое от УММ РККА и от ХПЗ - танко-конструкторское бюро в полном составе. Руководство вновь созданным бюро возложили на начальника ГКБ ОРПО С.А. Гинзбурга, его заместителем назначили председателя танковой секции Технического комитета УММ РККА Н.М. Тоскина.

25 мая КБ ХПЗ приступило к работе над чертежами и спецификациями танка БТ. Вся документация дожна была быть готова в полуторамесячный срок - к 15 июля.

На основе танков Кристи в Советском Союзе было создано семейство машин, включающее серийные танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 и ряд опытных образцов. Не менее важным обстоятельством является то, что танки серии БТ послужили основой для отработки целого комплекса новинок в области танкостроения, которые позволили экспериментально проверить ряд оригинальных предложений конструкторов.

Производство танков БТ было прекращено весной 1940 года после выпуска 8060 танков. Полученный и накопленный за девятилетний период научный и конструкторско - технический опыт в последующем был с успехом реализован уже при создании шедевра мирового танкостроения - танка Т-34.

Основные модификации танка БТ:

БТ-2 с пушечно-пулеметным вооружением (выпущено 208 шт, 1932-1933 гг.)
БТ-2 с пулеметным вооружением (выпущено 412 машин, 1932-1933 гг.)
БТ-5 - линейный танк (выпущена 1621 машина, 1933-1934 гг.)
БТ-5РТ с радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3) (выпущено 263 шт, 1933-1934 гг.)
БТ-5/В-2 - БТ-5 с дизельным двигателем (выпущено 5 машин, 1939 г.)
БТ-7 - линейный танк (выпущено 2596 машин, 1935-1939 гг.)
БТ-7РТ с радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3) (выпущено 2017шт, 1935-1939 гг.)
БТ-7М - БТ-7 с дизельным двигателем (выпущено 788 машин, 1938-1940 гг.)
БТ-7А - артиллерийский танк с 76,2-мм орудием (выпущено 156 машин, 1934, 1936-1938 гг.)
СБТ - саперный танк-мостоукладчик (1935-1936 гг.)
БТ-5(БХМ, БХМ-2) - химический (огнеметный) танк (выпущено 13 шт, 1936 г.)
ХБТ-7(ХБТ-Ш) - химический (огнеметный) танк (опытный обр, 1936-1937 гг.)
БТ-ИС - танк с измененной формой корпуса и башни (опытный обр, 1937 г.)
БТ-20(А-20) с измененной формой корпуса и башни (опытный обр, 1939 г.)
ОТ-7 - химический (огнеметный) танк (опытный образец, 1940-1941 гг.)
БТ-СВ-2 с измененной формой корпуса и башни (2 опытных обр, 1937 г.)
БТ-ТТ - телемеханическая группа танков БТ (опытные обр, 1939-1941 гг.)

Всего на 1 января 1941 года в РККА находилось 7463 танка БТ.


Поиск по сайту


И ИЛИ

All Rights Reserved © 2002-2019
контент и поддержка: Игорь Мельник
дизайн: Максим Соловьев