Поиск
путей усиления огневой мощи СУ-85 велся с самого начала его серийного
выпуска. К осени 1943 года завод Ns 9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ
с начальной скоростью 900 м/с, что увеличивало пробиваемость брони на
20%. Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же.
как у Д-5С. и никаких серьезных изменений е самоходе не требовали. Поскольку
ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С. для уравновешивания
в цапфах его оттянули назад на 80 мм. В начале января 1944 года опытный
образец самохода прошел заводские испытания. после чего его отправили
в Гороховец на государственные, которые он выдержал, но на вооружение
принят не был. Кроме того, осенью 1943 года проводились проектные работы
по установке на самоход орудий большего калибра: 122-мм пушки А-19и 152-мм
гаубицы Д-15.
Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения
на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект
машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности
и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление
N? 4651 о вооружении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого
постановления НКТП приказом N° 765 от 28 декабря 1943 года обязал «Уралмашзавод»:
-1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на
базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции
ЦАКБ;
2) к 20.02.44 г. изготовить и провести заводские испытания
самохода. Орудие должно быть подано с завода №92 к 25.01.44 г.:
3) к 25.02.44 г. передать самоход на государственные
испытания».
Как видим, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло
ситуацию и то. что история с ЦАКБ повторилась с удивительной точностью.
Получив чертежи орудия С-34, на "Уралмаше" убедились, что эта
пушка для самохода не годится: она имела внушительные размеры по ширине,
при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить
люк водителя. Были необходимы большие изменения в серийном корпусе САУ,
в том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой изменение
стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску,
сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной
на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц,
что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. При
этом ЦАКБ снова заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою
танковую пушку С-34 для установки на САУ, оно требовало использовать ее
без изменений и настаивало на приспособлении САУ к пушке. «Уралмашзавод"
вновь обратился к заводу №9, и там создали 100-мм орудие Д-10С, которое
было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных
изменений и без излишнего увеличения массы машины.
В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские
испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта
на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход
произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила,
что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение
Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу
отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству
артсамохода СУ-100.
Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения
постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь
потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято
решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально
для вооружения тяжелого танка ИС-2. Переделка, заключавшаяся в уменьшении
ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новой рамки,
поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный
пулемет и установке прицела, выполнялась на заводе № 9. Самоход с орудием
С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно с ним построили второй опытный
образец самохода СУ-100, который стал головным для машин се-оийного производства
и включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Его испытания
проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После проиведения стрельбы
в количесве 923 выстрела и пробега на 250 км государственная комиссия
признала, что: "тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают
успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях
1500 метров для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости
от точки попадания снаряда, а для артсамохода "Фердинанд" -
только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров".
Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили
на полигон в Горохове и в начале июля 1944 года. Он прошел испытания в
том же объеме, что и СУ-100, был признан худшим и на вооружение не рекомендован.
СУ-100 же, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли
на вооружение Красной Армии.
Новая боевая машина создавалась на базе агрегатов танка
Т-34-85 и самохода СУ-85. Все основные агрегаты танка — двигатель, трансмиссия,
ходовая часть - остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки
передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин
с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным,
но весьма важным изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75
мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили
два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых
газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% — от СУ-122,
7,5% — от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.
Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров имела начальную
скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных
выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными
гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый
снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле
встречи 60° пробивал 110-мм броню.
Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем
в течение грех месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. При
этом по предложению Л.И. Горлицкого обе артсистемы-Д-10С и Д-5С - монтировались
в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого
из двух орудий, так и любой боеукладки. Походное крепление, поворотный
механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации
особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект
увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле.
В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск "гибридов",
имевших индекс СУ-85М.
Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года,
за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным
в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.
Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены
САУ ЭСУ-100 с электротрансмиссией и СУ-122Л со 122-мм пушкой Д-25Т.
С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские
полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. В кяждоы полку имепась
21 машина. В конце года приступили к формированию самоходно>артиллерийских
бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие
в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны.
СУ-100, без сомнения, самая удачная и наиболее мощная
советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи
на 15 т легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ
«Ягдпантера», СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую подвижность.
Начальная скорость бронебойного снаряда 88-мм немецкой пушки Рак 43/3
с длиной ствола 71 калибр составляла 1000 м/с. Ее боекомплект (57 выстрелов)
был больше, чем у Д-10С. Использование немцами бронебойного снаряда PzGr
39/43 с бронебойным и баллистическим наконечниками обеспечивало пушке
«Ягдпантеры» лучшую бронепробиваемость на дальних дистанциях, У нас аналогичный
снаряд БР-412Д появился только после войны. В отличие от немецкой САУ,
в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные снаряды.
Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было, естественно,
выше, чем у 88-мм. В целом эти две лучшие средние самоходки Второй мировой
войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, при этом спектр
применения у СУ-100 был несколько шире.
На вооружении Советской Армии СУ-100 находились и в
послевоенный период. В 1960 году в ходе модернизации на них установили
усовершенствованный двигатель В2-34М (или В2-34М-11), топливный насос
НК-10, воздухоочистители ВТИ-3, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б
и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э
и ТПУ-47. Во второй половине 60-х годов прибор ночного видения заменили
на более совершенный, поставили радиостанцию Р-113. опорные катки ходовой
части заимствовали от Т-54. В таком виде СУ-100 еще долго находились в
войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходио-артиллерийских
установок ставились на долговременное хранение в парки, где некоторое
количество их, по-видимому, находится и сейчас. Во всяком случае, приказа
министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Эти машины
принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов.
СУ-100 состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского
Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы.
В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись
в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских
войн 1956 и 1967 годов. В армиях некоторых стран эти САУ имеются и сейчас.
Вместе со своим базовым танком Т-34-85 у СУ-100 есть шанс в боевом строю
встретить XXI век.
Автор статьи: М.БАРЯТИНСКИЙ
Тактико-технические
характеристики
САУ СУ-100 | Масса в снаряженном состоянии: | 31600 кг | Экипаж: | 4 чел | Длина: | 9450 мм | Ширина: | 2730 мм | Высота: | 2245 мм | Клиренс: | 400 мм | Длина участков ленты, соприкасающейся
с грунтом: | 3720 мм | Ширина траков: | 550 мм | Удельное
давление на грунт: | 0,8 кг/см кв. | Бронирование: | | Лоб корпуса/угол
наклона: | 75 мм/30° | Борт/угол наклона: | 45 мм/90° | Корма/угол наклона: | 45 мм/45° | Вооружение: | 100-мм
пушка Д-10С | Боекомплект: | 34 выстрелов | Углы горизонтального
наведения: | 10° влево; 10° вправо | Углы вертикального наведения: | -3° ; +20° | Двигатель:
| В-2,
12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения | Мощность двигателя: | 500 л.с. при 1800 об/мин | Количество передач: | 5 вперед, 1 назад | Емкость топливного бака: | 500 л. (+270 л. - наружные баки) | Расход топлива по шоссе на 100
км.: | 180 л. | Скорость по шоссе:
| 50 км/ч. | Запас
хода по шоссе:
| 280 км | Запас хода по шоссе:
| 175 км | Преодолеваемые
препятствия: | | Подъем: | 35 град. | Ширина рва: | 2,5 м | Высота стенки:
| 0,73 м | Глубина
брода:
| 1,3 м | |
|