Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
In English
Тяжелый танк Т-35

Тяжелый пятибашенный танк Т-35 был создан для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос противника и поступал в части резерва Главного командования. В 1931 году был изготовлен экспериментальный образец пятибашенного тяжелого танка. В 1932 году специалистами ОКМО завода "Большевик" под руководством Н.В. Барыкова с привлечением конструкторов ХПЗ имени Коминтерна была проведена разработка чертежно-технической документации для организации серийного производства танка, опытные образцы которого были изготовлены в 1933 году. Малосерийное производство машины под маркой Т-35 было начато в 1934 году на ХПЗ и продолжалось до 1939 года. На вооружении РККА танк Т-35 находился с 1935 года и применялся в боях советско-финской и первого периода Великой Отечественной войн.

Это была пятибашенная боевая машина с двухъярусным расположением вооружения. В центральной верхней башне устанавливались 76,2-мм пушка и пулемет, здесь также находились три члена экипажа: командир (он же наводчик), пулеметчик и радист, он же заряжающий. В двух башнях размещались 45-мм пушки и пулемет, и по два члена экипажа - наводчик и пулеметчик. В пулеметных башнях располагалось так же по одному пулеметчику. Центральная башня отделялась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой, отделение управления было в передней части и соединялось с боевым через боковой люк в перегородке. Отдельные узлы машины унифицированы с узлами танка Т-28.

В процессе производства в конструкцию Т-35 неоднократно вносились изменения. Его масса возросла с 49 до 55 тонн. Число членов экипажа сократилось с 11 до 9. Последние образцы машин выпускались с коническими башнями. Иной стала конструкция бортовых экранов, усилили элементы подвески, заменили пушки.

По мнению конструкторов, три пушки и пять пулеметов должны были обеспечивать возможность ведения массированного и высокоманевренного кругового огня одновременно во всех направлениях, что очень важно в борьбе с пехотой в глубине обороны противника. Однако при этом экипаж должен быть достаточно многочисленным. Конструкция танка оказалась сложной. Большие габариты обусловили повышенную уязвимость машины, ее тягово-динамические качества особенно при повороте были низкими. Огневая мощь пушечного вооружения, как выяснилось, не обеспечивала выполнения ставящихся задач. поэтому одновременно с совершенствованием Т-35 шли поиски лучшего варианта тяжелой машины.

В 1932 году в военной академии механизации и моторизации РККА при участии молодого конструктора Ж. Я. Котина разрабатывался проект тяжелого танка массой 80 т с 24-цилиндровым дизелем мощностью 2000 л.с. и 152,4-мм пушкой. Предполагалось применить на нем планетарную трансмиссию и гидропневматическую подвеску, обеспечивающую изменение клиренса.

Оригинальную компоновку сверхтяжелого танка прорыва предложил в апреле 1934 года ленинградский конструктор Л.С. Троянов. Машину массой 300 т предполагалось собрать из двух гусеничных "полутанков" и поперечной платформы с главной орудийной башней, в которой планировалось разместить 203,2-мм гаубицу. На каждом "полутанке" планировалось установить малые орудийные башни с пушками калибра 152,4 мм. Громадная четырехгусеничная машина имела длину 17,5 м, ширину 6,52 м, высоту 5,1 м. Предлагались еще несколько проектов тяжелых танков, однако по различным причинам они так и не были реализованы.

Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35 был спроектирован специалистами опытного конструкторско-механического отдела машиностроительного завода №174 имени Ворошилова Н.В. Барыковым, С.А. Гинзбургом, С.О. Ивановым и Л.С. Трояновым. В 1933 году его серийный выпуск организовали на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна.

Т-35 имел классическую компоновочную схему корпуса. Отделение управления размещалось впереди, боевое - в середине, а моторно-трансмиссионное - в корме. Тем самым обеспечивался хороший обзор местности, и значительно сокращалось непростреливаемое пространство в направлении движения вперед.

На подбашенной коробке корпуса на щариковых опорах устанавливались центральная башня, вокруг нее по диагонали две башни с пушечно-пулеметным вооружением (справа налево) И две с пулеметным. Все они имели цилиндрическую форму. Центральная башня была снабжена подвесным поликом, на котором размещалась часть боекомплекта, что в значительной степени улучшало условия работы экипажа, и имело круговое вращение в горизонтальной плоскости. У остальных секторы обстрела ограничены углами в 165°-235°.

Бронирование танка обеспечивало защиту экипажа и внутреннего оборудования на всех дистанциях от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов, мин и бомб. Броневые катаные листы толщиной 20-30 мм (крыша - 10 мм) соединялись электросваркой и частично заклепками. В передней части корпуса они были наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, что повышало их защитные свойства.

Вооружение состояло из трех пушек и пяти пулеметов. Короткоствольная 76,2-мм танковая пушка КТ-28 устанавливалась в маске центральной башни, а две 45-мм танковые пушки - в передней правой и задней левой башнях. Два 7,62-мм танковых пулемета ДТ были спарены с 45-мм пушками, еше три находились в шаровых опорах центральной и пулеметной башен. Пушка и пулемет, установленные в центральной башне, составляли верхний ярус вооружения, а пушки и пулеметы башен, расположенных вокруг центральной - нижний.

76,2-мм пушка КТ-28 имела стволдлиной в 16,5 калибра, могл вести огонь бронебойными и осколочно-фугасными снарядами (масса 6,5 кг, начальная скорость 381 и 530 м/с, соответственно). Скорострельность ее составляла 3-4 выстрела в минуту. Действие снарядов было довольно эффективным. Так, при установке взрывателя осколочно-фугасного снаряда на осколочное действие он при разрыве создавал площадь действительного поражения по фронту 30 и в глубину 5 м; при установке взрывателя на фугасное действие в грунте средней плотности образовывалась воронка диаметром 1,5 и глубиной 0,5 м.

45-мм пушки имели стволы длиной в 46 калибров. Они могли вести огонь бронебойными и осколочными снарядами (масса 1,42 и 2,13 кг, начальная скорость скорость 760 и 335 м/с соответственно). Скорострельность пушек составляла 8-12 выстр/мин. Бронебойные снаряды на дальности стрельбы в 500 м и при угле встречи с преградой 90° пробивали броню толщиной до 43 мм.

Боекомплект состоял из 96 выстрелов к 76,2-мм пушке, 220 выстрелов к 45-мм пушкам и 10000 патронов к пулеметам (158 магазинов). Наблюдение в боевой обстановке велось через смотровые щели со стеклоблоками, перископы, перископические и телескопические прицелы. Следует отметить, что по калибру пушки, установленной в центральной башне и общему количеству орудий Т-35 превосходил однотипные 5-башенные английские танки "Индепендент", MkI и MkII фирмы "Виккерс", имевшие 47-мм танковую пушку и немецкий 3-башенный PzKpfwV"Рейнметалл", вооруженный 75-мм и 37-мм спаренными танковыми пушками.

Внешняя связь осуществлялась танковой приемно-передающей телефонно-телеграфной симплексной радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, установленной на центральной башне. Она обеспечивала связь на расстоянии 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство ТПУ-7 на семь абонентов.

На машине устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-17Т мощностю 500 л.с, позволявший развить скорость до 30 км/ч. Он располагался в моторно-трансмиссионном отделении продольно, носком коленчатого вала в сторону кормовой части. Двигатель имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели (500 кг при 1634х866х1172 мм). Для его работы применялся авиационный бензин. Запуск двигателя производился с помощью электрического стартера. Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач, бортовых фрикционов с плавающими леннточными тормозами (механизмами поворота) и двухступенчатых бортовых передач. Некоторые ее агрегаты и узлы впоследствии применялись при изготовлении открытой тяжелой САУ СУ-14-1, вооруженной 203-мм гаубицей Б-4 образца 1931 года.

Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных катков, входящих в четыре тележки, шести сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Между направляющим колесом и передним опорным катком устанавливался натяжной ролик, предотвращающий прогиб передней ветви гусеничной цепи при преодолении профильных препятствий. Опорные катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей.

Подвеска танка блокирована по два катка. Подрессоривание каждой тележки осуществлялось двумя спиральными пружинами. Ходовая часть прикрывалась 10-мм броневыми экранами. Проходимость танка была неплохой для его типа, а маневренность недостаточной. Машина не могла поворачиваться на месте из-за того, что было нарушено соотношение между длиной опорной поверхности гусениц и колеи (2,52, вместо допустимых 2). Удельное давление составляло 0,78 кгс/см кв. При движении на шоссе одной заправки хватало на 150 км.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме напряжением 12 В. Смстема зажигания - от двух магнето, каждое из которых обслуживало по шесть свечей в двух рядах цилиндров. Провода системы - экранированные. Надежность ее работы обеспечивалась установкой двух свечей на каждый цилиндр. Машина оборудовалась ручными огнетушителями и прибором дымопуска ДПТ-3.

С 1937 года на танке стали устанавливать броню увеличенной толщины и двигатель повышенной мощности 580 л.с. При этом масса машины возросла с 50 до 55 т. Последние образцы имели башни конической формы. Т-35 состояли на вооружении Красной Армии с 1936 года и серийно производились с 1933 по 1939 год.

Основные модификации танка Т-35

Т-35-1 - экспериментальный образец тяжелого танка (1932 г.)
Т-35-2 - опытный тяжелый танк (1933 г.)
Т-35-А - тяжелый танк (1933-1935 гг.)
Т-35 - тяжелый танк (1935-1937 гг.)
Т-35 - тяжелый танк с усиленной броневой защитой и форсированным двигателем (1937-1938 гг.)
Т-35 - тяжелый танк с коническими башнями (1938-1939 гг.)
СУ-14 и СУ14-1 самоходные артиллерийские установки (1935-1936 гг.)
СУ-14Бр-2, СУ-14-2 САУ с бронированным отделением (1939 г.)

На всех тяжелых танках Т-35 устанавливались радиостанции 71-ТК-1 и 71-ТК-3.

По состоянию на 1 января 1941 года в РККА находилось 56 танков Т-35 различных модификаций. Всего промышленностью был выпущен 61 танк.

Тактико-технические характеристики
тяжелого танка Т-35 обр 1938 г.

Масса в снаряженном состоянии:55000 кг
Экипаж:11 чел
Длина:9720 мм
Ширина:3200 мм
Высота: 3430 мм
Клиренс:530 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 6500 мм
Ширина траков: 500 мм
Удельное давление на грунт: 0,78 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса:15-30 мм
Главная башня/угол наклона:35 мм/75-90°
45-мм башни/угол наклона:35 мм/75°
Борт/угол наклона: 25 мм/90°
Корма/угол наклона:20 мм/разл.
Крыша:10-15 мм
Днище:10 мм
Вооружение:

76,2-мм пушка КТ-28, две 45-мм пушки обр. 1932 г, шесть 7,62-мм пулеметов ДТ

Углы вертикального наведения : -5° ; +25°
Углы поворотов 45-мм башен: 192° - левая ; 184° - правая
Боекомплект:96 выстрелов калибра 76,2 мм, 220 выстрелов калибра 45 мм
10080 патронов
Двигатель:

М-17Т, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения

Количество передач:4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:910 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.:600 л.
Мощность двигателя:500 л.с. при 2200 об/мин
Скорость по шоссе:
30 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности:
20 км/ч.
Запас хода по шоссе:
150 км
Запас ходапо пересеченной местности:
70 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:30°
Ширина рва:5 м
Высота стенки:
1,2 м
Глубина брода:
1,7 м

Поиск по сайту


ИИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2019
контент и поддержка: Игорь Мельник
дизайн: Максим Соловьев