Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
In English
Легкий танк Т-60

Легкий танк Т-60 разработали по инициативе главного конструктора завода №37 Астрова в августе 1941 года, как "сухопутный" вариант плавающего танка Т-40. Всего за 2,5 недели были выполнены чертежи и изготовлен опытный образец. Постановлением ГКО танк был принят на вооружение, и уже 15 сентября первые серийные боевые машины покинули заводские цеха.

Корпус танка изготавливался из катаных броневых листов, соединяемых сварными швами. При этом лобовым листам придавался большой угол наклона. Башня восьмигранной формы с люком командира в крыше была смещена к левому борту на 285 мм от оси корпуса. В ней располагалась пушка ТНШ-20 длиной ствола 82 калибра (танковый вариант авиационной пушки ШВАК) конструкции Б. Шпитального. В конструкции орудия использовалась схема вооружения, разработанная в ОКБ-16 для 37-мм авиапушки НС-37, а ствол был заимствован от мотор-пушки МП-20. Экипаж имел возможность снять спаренный с пушкой пулемет для использования его вне танка. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа "триплекс".

В состав боекомплекта Т-60 входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником. Введение в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость пушки до 35 мм (с дистанции 500 метров).


Поскольку силовых агрегатов ГАЗ-202 катастрофически не хватало, в октябре 1941 года разрешили ставить на Т-60 любые подходящие по мощности и габаритам двигатели. Вероятно, этим и объясняется наличие в войсках отдельных машин с нештатными силовыми установками, чаще всего с двигателями Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с., которые перед войной импортировались в немалых количествах и устанавливались в основном на автомобилях ГАЗ-М-1 специального назначения. В крайнем случае, была возможна установки (в том числе и в войсках) маломощного силового агрегата ГАЗ-М, но с большой потерей в динамике танка, а также других более или менее подходящих автомобильных двигателей.

Предпусковой подогреватель двигателя позволял осуществлять свободный запуск в самые сильные морозы.

Ходовая часть танка состояла из четырех обрезиненых опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи.

На машинах первых выпусков первое время устанавливались цельнолитые спицевые опорные катки, иногда даже без резиновых бандажей. Потом их стали повсеместно делать без бандажей, так как резина стала дефицитной. Опорные катки и ленивцы сделали полностью взаимозаменяемыми.

Для повышения проходимости по болотистым грунтам и снегу применялись съемные штампованные уширители гусениц, массовое производство которых освоили в 1942 году.

Радиостанция устанавливалась не на всех сериях машин, на первых ее не было совсем. Внутренняя связь осуществлялась с помощью ТПУ-2 или сигнальными лампами.

Механик-водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся лобовым щитком и верхним входным люком толщиной 10 мм (позже 13 мм). В днище танка размещался аварийный люк.

Первоначально Т-60 изготавливал только московский завод №37, затем к нему присоединился Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева. В октябре 1941 года оба завода были эвакуированы: первый в Свердловск, второй в Киров, где последний, объединившись с заводом "Первое Мая", образовал новое предприятие - завод №38 Наркомата танковой промышленности, и продолжил выпуск Т-60. Кроме того, производство этого танка было освоено на заводе №264 (Сталинградская судоверфь) в Сарепте и Горьковском автомобильном заводе. Главным конструктором танкового производства на ГАЗе стал Н.А. Астров.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось. Всего за 1942 год выпущено 1639 танков. Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин. Пушек ТНШ-20 для них произвели с большим запасом. В 1942 году - 8506, в 1943 году еще 200 штук.

На базе Т-60 в 1942 году была создана зенитная установка Т-60З ("З" - зенитный), иначе она называлась Т-90, со спаренной установкой двух зенитных пулеметов ДШК(12,7 мм)в открытой башне увеличенных размеров. Из-за несовершенства приводов наведения машина эта на вооружение не принималась, хотя необходимость в подобном изделии оставалась очень острой и для него можно было бы использовать часть освободившегося парка танков Т-60. К тому же с развертыванием контрнаступлений в 1943 году он мог принести ощутимую пользу в уличных боях.

В том же году в опытном порядке на базе Т-60 построили открытую самоходную артиллерийскую установку ОСУ-76, вооруженную 76,2-мм пушкой ЗИС-3.

В октябре 1941 года на заводе "Компрессор" в Москве была закончена разработка 24-зарядной пусковой установки БМ-8-24 для 82-мм реактивных снарядов на базе Т-60. Эту машину приняли на вооружение и передали для серийного производства на ряд заводов.

Основные модификации танка Т-60

БМ-8-24 - реактивная установка (1941 г.)
ЗСУ на базе Т-60 с 37-мм зенитной автоматической пушкой (1942 г.)
Т-60З (T-90) - зенитная самоходная установка (два 12,7-мм ДШК) (1942 г.)
САУ на базе Т-60 с 76,2-мм пушкой ЗИС-5 (1942 г.)
ОСУ-76 - полуоткрытая САУ с 76,2-мм пушкой ЗИС-3 (1944 г.)
КТ - (крылатый танк Антонова) (1942 г.)

В 1943 году легкий танк Т-60 был снят с производства ввиду низкой удельной мощности, недостаточной маневренности и слабых бронирования и вооружения.

Тактико-технические характеристики
легкого танка Т-60

Масса в снаряженном состоянии:6400 кг
Экипаж:2 чел
Длина:4100 мм
Ширина:2300 мм
Высота: 1750 мм
Клиренс:300 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 2290 мм
Ширина траков: 180 мм
Удельное давление на грунт: 0,485 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:35 мм/62°
Башня/угол наклона:25 мм/65°
Борт/угол наклона:15 мм/90°
Корма/угол наклона:25 мм/60°
Крыша:13 мм
Днище:10 мм
Вооружение:

20-мм пушка ТНШ-20, 7,62-мм пулемет ДТ

Углы вертикального наведения : -10° ; +40°
Боекомплект:780 выстрелов,
945 патронов
Двигатель:

ГАЗ-202, 6-цилиндро-вый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения

Мощность двигателя:70 л.с. при 3600 об/мин
Количество передач:4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:320 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.:55 л.
Расход топлива по пересеченной местности на 100 км.: 110 л.
Скорость по шоссе:
42 км/ч.
Запас хода по шоссе:
450 км
Запас ходапо пересеченной местности:
280 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:35 град.
Ширина рва:1,7 м
Высота стенки:
0,65 м
Глубина брода:
0,9 м

 

Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

 
На главнуюДобавить в избранноеФорумГостевая книгаНаписать мне In English

All Rights Reserved © 2002-2019
контент и поддержка: Игорь Мельник
дизайн: Максим Соловьев