Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
In English
Тяжелый танк СМК

Проект тяжелого двубашенного танка СМК был разработан специалистами конструкторского бюро СКБ-2 Кировского завода под руководством Ж.Я. Котина в 1938 году. Ведущим конструктором машины на этапе технического проектирования был инженер-конструктор Н.В. Цейц. Впоследствии его заменил А.С. Ермолаев. Опытный образец машины был изготовлен в 1939 году. Танк предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос противника и замены тяжелого танка Т-35. Его отличительной особенностью было двухъярусное размещение пушечного вооружения в двух башнях.

Первоначально танк должен был иметь три башни с пушечно-пулеметным вооружением, расположенные в продольной плоскости по диагонали, но в процессе обсуждения макета и проекта танка на заседании Комитета Обороны в декабре 1938 года было решено отказаться от задней малой башни.

Опытный образец танка, проходивший заводские испытания в начале лета 1939 года имел в большой башне кормовой крупнокалиберный пулемет ДК, который впоследствии был заменен на ДТ.

На базе танка СМК в 1939 году разрабатывалась бронированная самоходная артиллерийская установка "объект 212" вооруженная 152,4-мм пушкой БР2, которая так и не была изготовлена.

В целом танк СМК отвечал оперативно-тактическим требованиям того времени. Его 60-мм броневая защита могла выдержать огонь 37-47-мм противотанковых пушек, а вооружение обеспечивало массированный и высокоманевренный круговой огонь.

По всем показателям: бронированию, вооружению, тягово-скоростным качествам, проходимости, маневренности и запасу хода он превосходил тяжелый танк Т-35. Однако и СМК не был решен определенных недостатков: большая масса, значительные размеры и многочисленный экипаж.

Опытный образец танка принимал участие в боевых действиях на Карельском перешейке во время войны с Финляндией зимой 1939-1940 годов. Имеется весьма любопытная история, связанная с его боевым применением. В ходе боевых действий СМК подорвался на мощном фугасе. Взрыв повредил гусеницу и вывернул каток. Тяжелый танк осел в воронку и никакие попытки советских ремонтников вытащить его оттуда не привели к успеху. СМК простоял всю зиму на нейтральной полосе. Так, как активных боевых действий на данном участке фронта не велось, финские разведывательные группы неоднократно в нем побывали. Танк был внимательно изучен, с него были сняты оптические приборы и крышка люка. Все это дало финнам весьма полное представление о танке и о советском танкостроении в целом. Но немецкая сторона не сделала своевременных выводов из советско-финской кампании (а следовало бы!). Как знать, если бы немцы приняли во внимание опыт своих союзников, возможно, ход войны 1941-1945 годов был несколько иным... Так или иначе, впоследствии танк СМК был принят на вооружение, но решение было отменено из-за принятия на вооружение танка КВ-1 с более высокими тактико-техническими характеристиками.

Тактико-технические характеристики
тяжелого танка СМК

Масса в снаряженном состоянии:55000 кг
Экипаж:7 чел
Длина:8750 мм
Ширина:3400 мм
Высота: 3250 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 5850 мм
Ширина траков: 700 мм
Клиренс:500 мм
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:60-75 мм/разл.
Верхняя башня/угол наклона:60 мм/75°
Нижняя башня/угол наклона:60 мм/75-80°
Борт/угол наклона:60 мм/75-90°
Корма/угол наклона:55 мм/15-60°
Крыша:30 мм
Днище:20 мм
Вооружение:

76,2-мм пушка Л-11; 45-мм пушка обр. 1934 - 38 гг, четыре 7,62-мм пулемета ДТ

Углы вертикального наведения верхней башни: -7° ; +35°
Углы вертикального наведения нижней башни: -7° ; +25°
Боекомплект:113 выстрелов калибра 76,2 мм; 300 выстрелов калибра 45 мм;
5733 патрона
Двигатель:

AМ-34Т, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения

Мощность двигателя:850 л.с. при 1850 об/мин
Количество передач:5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:около 1320 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.:600 л.
Скорость по шоссе:
35,5 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности:
15,5 км/ч.
Запас хода по шоссе:
230 км
Запас ходапо пересеченной местности:
160 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:37 град.
Ширина рва:4,0 м
Высота стенки:
1,1 м
Глубина брода:
1,7 м


Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2019
контент и поддержка: Игорь Мельник
дизайн: Максим Соловьев